Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 43» Управления делами Президента Российской Федерации

Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование)

 

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Направление«Развитие изобразительной деятельности»

 

Педагог дополнительного образования:  Варжель С. А.

 

Пояснительная записка

Программа призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

В основе рабочей программы - программа «Развитие»  Л. А. Венгера. Которая представляет собой, адаптированный для дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Федеральным государственным стандартом.

В соответствии с Требованиями к структуре образовательной программы программа «Развитие» обеспечивает развитие личности детей  дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.

 

Младшая группа

 

Основная задача – соединение предметного (графического) рисунка с цветовой живописной организацией листа (вначале два этих слагаемых существуют как отдельные задачи).

В начале – освоение предметного рисунка посредством обогащения и упорядочивания знаний об окружающем ребенка мире, изучения структуры простейших объектов (живых и неживых). Овладение способом графического замещения предмета – заполнением листа линиями разного типа: округлыми («запутавшийся клубок ниток»); прямоугольными («окна домов»), ломаными («ветки деревьев») и т.д.

Следующий этап – работа с цветом, создание на листе гармоничного цветового пространства (без предметов). Овладение способом смешения красок и размывания их от пятна к пятну. Создание живописной беспредметной композиции в соответствии с выбранной творческой задачей («осенний парк», «салют» и др.).

Далее – соединение предметного рисунка с цветовой живописной организацией листа. Это достигается путем подбора тем, провоцирующих соединение двух задач в одной работе: рисунка с цветовой организацией листа («жучки на песке», «рыбки в аквариуме» и т. п.), Дети осваивают также создание простейших цветовых и предметных композиций.

Основные виды работы ведутся на мольбертах (дети при этом стоят). Педагог не даёт образцов, конкретных указаний относительно творческой работы ребенка, ведет индивидуальную работу, при необходимости помогает советом.

 

Средняя группа

 

  В средней группе задачи усложняются и развиваются по тем линиям, которые были подробно раскрыты в работе с младшими дошкольниками. В развитии познавательных способностей – это, по-прежнему, моделирование объекта в предметном рисунке. Главным направлением становится выделение и передача в графическом изображении движения живого объекта (животное, человек), его функций. Важнейшим условием этого этапа является работа с натурой. Вначале дети осваивают способы изображения движущихся живых объектов в пластике (работа с пластилином), а затем – в графике. После этого перед детьми ставится решение таких творческих задач: изобразить «растрёпанную ворону», «прыгающих воробьёв», «человека с барабаном» и т.д.

 Продолжается работа по развитию творческих способностей детей и овладению ими действиями символизации, начатая в младшей группе. Дети продолжают работать с цветом и создавать живописные композиции. Особое внимание уделяется изображению контрастных состояний, настроений (грустно – весело; солнечный день – осенний вечер и др.), контрастных персонажей (Буратино и Пьеро и т.п.). Опираясь на предыдущий опыт работы, дети учатся соотносить предмет с пространством листа, компоновать его в графике и живописной среде.

 Новым является введение специальной проработки дополнительных элементов в предметном рисунке (детализация): аксессуаров и атрибутов одежды изображаемых персонажей. Вводятся творческие задачи, в которых надо одновременно изобразить контрастных, оппозиционных персонажей, например «Буратино убегает от Карабаса». В этом случае более выраженным становится композиционное и колористическое противопоставление персонажей, более насыщенным весь образный строй работы.

 

Старшая группа

 

Основная задача – развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений объектов и их символизации через построение цвето-ритмической структуры изображения.

Композиционные задачи включают в себя расположение объектов относительно друг друга и решаются путем построения графического рисунка с последующим соединением предметного рисунка с живописной организацией листа. Особо выделяется задача композиционного преобразования пространственных взаиморасположений (композиционная вариативность). Средством решения этой задачи может быть создание детьми цикла композиций на одну тему, но с разных  точек зрения и сообразно этому моделируется композиционно-пространственная ситуация.

Задания такого типа предполагают многоразовую работу над композицией. В работе используются различные художественные техники: лепка и графический рисунок, посредством которых осваивается форма, пропорции, пластика, также действия преобразования изображения объекта (сидит, стоит, протянул руку и т.д.) и характеристики отношений с другими объектами; живопись, посредством которой достигается художественная выразительность образов.

 

Подготовительная группа

 

Основная развивающая задача для ребенка – передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа (между человеком и окружающим миром, отношения в мире людей, эмоциональные чувства и настроения и др.), символизирующие отношения самого ребенка к миру.

В качестве основного структурообразующего начала композиции выдвигается задача выбора сюжета, что соответствует стадии формирования художественного замысла.

Темы, выбранные для будущих композиций, должны способствовать расширению кругозора ребенка, обеспечивать освоение общекультурных ценностей и давать возможность передавать авторское видение мира, личностное мироощущение.

Культурный подход к теме композиции делает одинаково интересным воплощение замысла ребенка в любой форме: натурной («Праздник в городе»), исторической («Строительство нашего города»), сказочно-фантазийной («Иван-царевич в замке Кащея»).

В качестве средства развития художественного замысла используется серьезная многоразовая работа над композицией (проработка композиции), включающая изучение и познание мира, истории, культуры; эскизная проработка сюжета, необходимая для уточнения смысловых, ролевых взаимоотношений персонажей, обогащение символического строя работы.

Успешность работы обеспечивают использование исторических материалов, натурные наблюдения, фотоальбомы… Важно партнерское взаимодействие, взаимопонимание педагога и ребенка, творческие обсуждения по ходу работы.

 

В основу рабочей программы  также входит примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.