Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 43» Управления делами Президента Российской Федерации

Подготовка к школе

Образовательная область: "Речевое  развитие"

Направление: "Основы первоначальной грамоты"

 

Педагог дополнительного образования: Игнатенко Л.И.

 

В основе образовательной работы с детьми находится программа «Развитие», рекомендованная Министерством образования и науки к работе в дошкольных учреждениях.

В ней первоначальные основы грамоты рассматриваются «как пропедевческий курс фонетики родного языка» (по Д.Б. Эльконину) и само обучение начинается с «погружения», введения ребенка в звуковую действительность нашего языка. Предварительный курс введения ребенка в фонемную(звуковую) систему языка является познавательной задачей и имеет значение не только для обучения чтению, но и для всего последующего изучения родного языка- овладения грамотой, синтаксисом, стилистикой и даже поэтикой и ритмикой.

Дети младшей группы знакомятся со звуками окружающего мира - вычленяют их из общего потока и распознают, учатся правильно произносить гласные ([а], [о], [у], [и], [ы], [э]) и некоторые согласные ([м]-[мь], [п-пь], [б-бь], [т- ть] и др.), кроме шипящих и свистящих. В работе с детьми используется богатый литературный материал: стишки, потешки, песенки, загадки.

В средней группе дети узнают, что слова звучат похоже и по-разному, их можно сравнить по звучанию и протяженности (отхлопывая и отстукивая части слова-слоги), овладевают способом интонационного выделения звука, определяют заданный звук в слове, различают их акустически, подбирают слова с определенным звуком и т.п.

Таким образом создается база для обучения детей 5-ти лет (старшая группа) действию звукового анализа (последовательное вычленение всех звуков в слове). Например: дети могут рассказать, что в слове «слива» пять звуков, из них два гласных, два твердых согласных, один мягкий согласный, ударный звук [И], первый гласный- звук [И], второй гласный- [А] и т.п.

В дальнейшем, в подготовительной группе, дети узнают другую языковую действительность - знаковую (буквенную символику), и с помощью механизма «позиционного чтения» овладевают сначала слоговым, а затем слитным способом чтения. При этом дети способны проанализировать короткие предложения, состоящие из трех-пяти слов с предлогами и союзами, составить их из букв и графически «записать» (начертить) их модели.

Другим направлением работы с детьми является подготовка руки к письму. Она сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами и создает основу для овладения пишущим инструментом. Эта работа основывается на методике, разработанной Н. А. Федосовой и проводится в индивидуальных рабочих тетрадях.

Весь процесс обучения детей всегда проводится в игровой форме. Детям предлагается множество игр, способствующих познавательному развитию и предоставляется богатый иллюстративный материал.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ:

1. Занятие начинается с дыхательной гимнастики по системе А. Синельниковой:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Дети любят игры с мячом. Перекидывая его друг другу, они выполняют различные задания типа: «назови братца» ([м-мь], [л-ль] и т.д):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Иллюстративный материал помогает освоить звуковой состав слова- дети находят слово, соответствующее звуковой схеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. При помощи фишек дети учатся составлять звуковую схему слова, которую позже они научатся переводить в буквенную схему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Пальцы нам не подчиняются- карандаш держать стесняются….». Учимся правильно держать пишущий инструмент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В старшей группе дети осваивают прием «штрихования», который способствует развитию   мелкой моторики и формированию физиологического аппарата «глаз-рука»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Постепенно меняем фишки на буквы, заменяя звуковую схему слова на буквенную:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Дидактическое пособие «Радуга букв» помогает детям понять: чем отличаются звуки от букв (лингвистический закон перевода буквы в звук: буква «ЭМ»- звуки [М], [МЬ]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Игра «Найди схему слова» формирует основы грамотного чтения и письма:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Игра «Кто больше соберет картинок» совершенствует навык звукового анализа, который    является основой чтения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Игра «найди круг для буквы» помогает детям классифицировать алфавит по логическим кругам Эйлера:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Игра «Придумай название для книжки-малышки» создает мотивацию для того, чтобы прочитать текст, дать ей название и найти картинку на титульный лист:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Пособие «окошки» помогает освоению слогового чтения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Игра- соревнование «Кто быстрее составит предложение» способствует быстрому освоению структуры предложения и грамматических законов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Каждое занятие оснащается большим количеством дидактического материала: